Почему завоздушивается система отопления в частном доме

Трудно уберечься от проблем при запуске отопительной системы, даже в тех случаях, когда работа выполнена специалистами в этом деле. Одной из наиболее частых и от того не менее неприятной из них является воздушная пробка. Чем же она так неприятна для нас и наших и батарей, как и с помощью чего с ней бороться? Поговорим об этом в нашей новой статье — воздушная пробка или как спустить воздух из радиатора отопления.

Откуда берется воздух в системе?

Газы, растворимые в воде. Отопительные системы в частных домах обычно заполняются водопроводной водой. В такой воде (взятой из водопровода, или из собственной скважины — что совсем неважно), кроме соединений кальция и магния, находится растворенный воздух. Наполняя систему водой, невольно мы вводим в нее и воздух.

Количество растворенного воздуха связано с температурой и давлением воды. Чем ниже температура воды, тем больше содержание в ней растворенного воздуха. И чем выше давление воды, тем лучше растворяются в ней газы, и больше воздуха попадет в систему.

Откуда берется воздух в системе?

Диффузия. Не все материалы газонепроницаемы. Например, полиэтилен или полипропилен могут пропускать кислород из воздуха. Трубы из таких материалов, используемые в системах водяного отопления, должны иметь антидиффузионный слой (покрытие), не позволяющее кислороду проникать в систему.

Неправильное наполнение. Систему надо наполнять медленно, одновременно удаляя воздух из радиаторов и распределителей. Слишком быстрое наполнение приводит к тому, что в воду попадают пузырьки газа и возникают воздушные пробки. Нужно действовать по принципу: чем более обширной и более разветвленной будет система, тем медленнее ее наполняют. На практике нужно исходить из того, что система на одном этаже наполняется около часа. Герметичность. Небольшие изъяны системы незаметны. Во время работы системы сложно, например, заметить течь на соединительном стыке, так как горячая вода быстро испаряется. Через такие небольшие неплотности воздух засасывается в систему.

Как спустить воздух из системы отопления в ее «верхней точке»

Как и в первом случае для спуска воздуха нам понадобятся специализированные узлы, заранее установленные в систему. Так в наивысшей точке системы отопления устанавливают обычный кран, через который подобно крану Маевского спускают воздух, такой способ можно охарактеризовать как ручной спуск. Можно установить даже тот же кран маевского. Кроме того, спуск может быть автоматическим, по мере скопления воздуха в верхней точке. В этом случае устанавливают автоматический воздухоотводчик. Принцип его работы следующий. Когда воздух начинает скапливаться под запорным клапаном, то поплавок, который обеспечивает закрытия этого самого клапана, начинает тонуть, так как плавает в теплоносителе, уровень которого соответственно с появлением воздушной пробки начинает снижаться. В итоге, клапан открывается и воздушная пробка выходит из системы. Уровень теплоносителя вновь повышается, поплавок всплывает, и клапан перекрывает протечки теплоносителя во внешнюю среду.

Теперь вы в курсе того как избавиться от воздуха и в самой системе отопления.

Советы специалиста по удалению воздуха из водяного пола

На самом деле, выполнить удаление воздуха из системы теплых водяных полов своими руками, достаточно просто. Для удаления потребуется запастись терпением и последовательно выполнять рекомендации специалистов.

  • На коллекторе перекрываются все водяные контуры кроме одного.
  • На малых оборотах включается циркуляционный насос. Создается давление, превышающее обычное на 15-20%. Дается время, чтобы воздушные массы полностью вышли из системы. Операцию последовательно проводят для каждого контура, подключенного к коллектору.
  • Процесс периодически повторяют в течение 2-3 дней до полного устранения воздушных прослоек.
  • Только после того как были удалены воздушные прослойки в трубах отопления, включают нагрев теплоносителя.

В последнее время появились специальные сепараторы. Функция сепаратора заключается в автоматическом удалении воздушных масс из системы. Отвод воздуха сепаратором осуществляется автоматически, что увеличивает комфорт от эксплуатации теплых полов.

Как определить места скопления воздуха?

Для эффективного решения проблемы завоздушивания мало знать, что в системе присутствует воздух в нежелательных объемах. Необходимо также определить участки скопления газовой смеси и точки наиболее благоприятного стравливания потоков. Как правильно выгнать воздух из системы отопления, чтобы не нарушить общую работоспособность сети? Обычно инженерные сети проектируются с расчетом на вывод воздуха в крайних верхних узлах – это наиболее удобные места для стравливания, работа с которыми также не влияет на функционирование контуров. В сущности, это узлы естественного отвода нежелательных компонентов в потоке теплоносителя. Что касается скоплений пузырей в батареях и радиаторах, то можно применить старый народный способ простукивания. По характерному звонкому отклику будет понятно, что внутри участка пустота. К слову, алюминиевые радиаторы в большей степени подвержены завоздушиванию, поэтому такие конструкции должны «опорожняться» регулярно.

Как определить места скопления воздуха?

Каким должно быть правильное устройство системы

Автоматический воздухоотводчик — простое по конструкции приспособление, не позволяющее воздуху накапливаться в системе

При проектировании следует предусмотреть, что в горизонтальных трубах может скапливаться воздух, и как его спустить с системы отопления, будет представлять нелегкую задачу. Поэтому важно, чтобы труба верхней подачи имела небольшой уклон, начиная от стояка и далее по ходу движения теплоносителя. В самой верхней точке устанавливают устройство, позволяющее спустить воздух с отопления. Это может быть обычный кран или кран Маевского, но лучше использовать автоматический воздухоотводчик. В более сложной по конфигурации отопительной системе воздухоотводчики монтируют во всех местах, где может возникать проблема завоздушивания. Тогда не возникнет вопроса, как спустить воздух в одном или нескольких радиаторах отопления, поскольку накапливающиеся пузырьки будут понемногу стравливаться из каждой группы составляющих систему элементов.

Обратный трубопровод должен быть проложен с уклоном по направлению к котлу. Это делается для борьбы с воздушными пробками, а также для того, чтобы не приходилось гадать, каким способом спустить воду с системы отопления при необходимости ремонта.

Напоследок можно порекомендовать всегда обращаться к специалистам по поводу проблем с отоплением. Они знают, как спроектировать работоспособную систему и посоветуют, как спустить воздух, скопившийся в радиаторах отопления. Но и сами домовладельцы должны накануне отопительного сезона производить профилактический осмотр и проверку своей отопительной системы.

На видео дается наглядное объяснение, как спустить воздух из батареи отопления:

Профилактика завоздушивания системы отопления

Если завоздушена система отопления, внутри элементы разрушаются под действием химических реакций и приводит к последующим поломкам. Чтобы избежать этих проблем, важно тщательно следить за состоянием отопительной системы и периодически проводить профилактические мероприятия.

Проблемы могут возникать по различным причинам, среди которых: ремонтные работы, нарушение технологии дозаполнения системы, неисправность воздухоотводчиков и т. д.

Чтобы избежать формирования воздушных пробок, необходимо провести ряд мероприятий.

Профилактика завоздушивания системы отопления
  1. В процессе монтажа нужно установить специальные устройства для сброса воздуха: на выходе из котла и на коллекторах устанавливается воздухоотводчик автоматического действия, на каждом радиаторе должен стоять кран Маевского, для вывода воздуха из труб на стояках монтируются воздухоотводы для трубопровода;
  2. Перед тем как дополнить отопительную систему, нужно провести выпуск воздуха;
  3. В процессе эксплуатации необходимо проводить постоянное наблюдение за работой отопительной системы: установить манометры и периодически проверять уровень давления в трубопроводе, отслеживать уровень теплоносителя в расширительном бачке, визуально осматривать трубы и радиаторы на предмет протечек и повреждений, проверять температуру отопительных приборов и её равномерное распределение;
  4. Периодически выполнять прокачку системы, чтобы избавиться от засорений и заиливания;
  5. Установка сепаратора воздуха и шлама. Такое устройство выводит газы, растворившиеся в воде. Кроме того, очищает теплоноситель от засорений. Сепаратор воздуха врезается в трубопровод, из проходящего через него теплоносителя улавливаются пузырьки воздуха и выпускаются наружу.
Читайте также:  Зачем необходима каминная полка и как ее сделать собственными руками?

Меры профилактики значительно продлят срок эксплуатации отопительной системы и сделают её работу максимально эффективной.

Развоздушивание труб и сброс воздуха из систем отопления

Когда появляются воздушные пробки, необходим сброс воздуха из системы отопления: нарушение циркуляции теплоносителя приводит к тому, что в батареях появится шум, трубы станут холодными, начнёт образовываться коррозия на металлических элементах. С проблемой завоздушенности труб сталкиваются жители многоквартирного и частного дома с началом отопительного сезона.

Причины завоздушенности

С наступлением холодов начинают подавать отопление, но возникновение воздушной пробки мешает полноценному теплообмену. Причин образования воздуха в трубопроводах может быть несколько:

  1. Неправильное заполнение системы.

    Вода в трубы должна поступать медленно с одновременным спуском воздуха из отопления.

  2. Поломка воздухозаборного механизма.
  3. Утечка теплоносителя.

    При разгерметизации стыков трубопровода возможна малозаметная протечка, при которой испаряется горячая вода и засасывается воздух.

  4. Низкое давление. Приводит к тому, что снижается уровень воды, а пустоты заполняются воздухом.
  5. Быстрый нагрев системы.

    Из воды образуются пузырьки воздуха, которые, поднимаясь, создают пробку в верхней части батареи.

  6. Ремонтные работы. При монтаже попадает воздух.

В этом видео вы узнаете, что несет в себе воздушная пробка:

Методы удаления пробок

Для того чтобы продавить и удалить воздушную пробку из системы отопления, существует несколько способов. Но прежде чем устранить воздушное препятствие, необходимо знать, какая циркуляция присутствует в теплоносителе — естественная или принудительная.

В системе с верхней разводкой трубы (естественная циркуляция) появившуюся пробку можно выпустить из системы с помощью расширительного бочка, который расположен на самом верху теплообменника.

Подача воздуха должна происходить с подъемом к расширительному баку. Если же труба имеет нижнюю разводку, то процесс развоздушивания происходит так же, как в системе, снабженной циркуляционным насосом.

Если в жилом помещении стоит принудительный режим циркуляции, то сверху теплоносителя необходимо установить воздухосборник. Для избавления от воздуха трубопровод прокладывается с подъемом по курсу движения воды в теплообменнике, а пузырьки, поднимающиеся по трубопроводу, удаляются через специальные краны, которые расположены в верху батареи.

Кран Маевского

Краны Маевского делятся на ручные и автоматические. Ручные краны предназначены для того, чтобы выгнать воздух из системы отопления. Выглядит механизм как металлическое устройство небольшого размера, внутри которого расположен игольчатый клапан.

Кран Маевского сможет вам помочь со сбросом воздуха

Развоздушивание труб и сброс воздуха из систем отопления

После установки механизма в верхний патрубок стравливание воздуха происходит после полуоборота откидной гайки. Избавиться от пробки с помощью крана можно по схеме:

  1. Необходимо заполнить систему водой. Кран должен быть закрыт.
  2. Когда уровень теплоносителя дойдет до максимума, его подача прекращается.
  3. После этого необходимо установить в механизме зазор ограничителя и открыть кран.
  4. Одновременно с открытием устройства нужно возобновить подачу воды.

На автоматические краны Маевского при эксплуатации необходимо установить седло на торец клапана совместно с обратной пружиной. Механизм предназначен для автоматического устранения препятствия в трубопроводе, когда повышается давление. Перед эксплуатацией необходимо знать специфику работы автоматического механизма:

  1. Чтобы убрать пробку давления, на кране должно быть установлено значение от 5 до 10%.
  2. Если долго не пользоваться устройством, оно покрывается известковым налетом, что в последующем затрудняет его открытие. Поэтому кран лучше всего открывать вручную один раз в два месяца.
  3. Чтобы предотвратить попадание жидкости, должен быть предусмотрен патрубок, который сольет избыточную воду в канализацию.

Кроме того, необходимо обращать внимание на материал устройства. Как правило, модель из латуни способна во время прокачки труб выдержать максимальное давление и температуру.

Воздухоотвод для отопления

Когда необходимо вывести воздух не из самого радиатора, а из труб, для такого вида развоздушивания на определенном участке устанавливается воздухоотводчик. Конструкция похожа на кран Маевского. Но отличие состоит в том, что воздухоотвод нужен тогда, когда необходимо стравить гораздо большее количество воздуха.

Чтобы развоздушить систему отопления, необходимо правильно установить воздухоотводчик:

  • на каждой гребенке, если дело касается коллекторного отопления;
  • на верху магистрали;
  • перед каждым узлом разветвления, если разводка тройная.

Прежде чем спустить систему отопления, необходимо уменьшить температуру воды до минимума. Это приведет к уменьшению объемов теплоносителя, что позволит эффективно вытравить воздушную пробку из системы отопления.

Необходимо отметить, что воздухоотводы, в отличие от крана Маевского, способны произвести развоздушивание любых сложностей.

Но параметры срабатывания не должны быть больше критического значения, иначе безопасность механизма и самой системы отопления может оказаться под угрозой.

Что делать при образовании воздушных пробок

Наша задача – правильно стравить воздух из системы отопления. Если в доме или в квартире с индивидуальным отоплением установлены привычные многим радиаторы из чугуна, то дело осложняется тем, что в них может и не быть средств для устранения воздушных пробок. Спуск воздуха с чугунной батареи производится несколькими способами:

  • Путем аккуратного откручивания заглушки с помощью газового ключа;
  • Путем удаления теплоносителя и встраивания клапанов, позволяющих спустить воздух в любое время;
  • С помощью высокого давления воды – позволяет пробить воздушную пробку.

Первый способ самый сложный. Во-первых, заглушка может быть закрашена многочисленными слоями краски – ее нужно как-то содрать. А во-вторых, заглушка может напрочь приржаветь к корпусу батареи – в этом случае следует воспользоваться какой-либо жидкостью, позволяющей ослабить хватку ржавчины.

Открутить заржавевшую заглушку поможет всем известная жидкость WD-40, хорошо проникающая в самые глубокие слои ржавчины.

Собираясь спускать воздух из чугунной батареи, не забудьте подставить под заглушку ведро, таз или любую другую емкость, в которую будет сливаться вода. Кстати, именно вода указывает на то, что воздушная пробка уже вышла. После этого закручиваем заглушку обратно.

Следующий способ заключает в том, чтобы установить в чугунную батарею автоматический или ручной спускник воздуха. Местом для его установки служит все та же заглушка. Нарезаем в ней резьбу и монтируем воздухоотводчик. Теперь, как только в отоплении возникнет воздушная пробка, воспользуйтесь отводчиком и ваша проблема будет решена.

Если нет крана Маевского, согнать воздух можно с помощью мощного напора воды. Подключите отопление к водопроводу, откройте водопроводный кран с водой и дождитесь, пока давление сможет устранить воздушную пробку. Этот способ хорошо подходит для старых отопительных систем, где над проблемой завоздушивания особо никто не задумывался.

Вместо заключения

Спустить воздух из системы отопления, как оказалось – проще простого. А вот выбрать тип воздухоотвода если Вы живете в частном доме и сами обслуживаете систему обогрева – дело более хитрое.

Самый дешевый метод – установить кран Маевского, но он требует ежегодного профилактического стравливания кислорода. Оптимальным вариантом будет установка автоматического воздухоотвода, но все зависит от ваших конкретных условий и отдельно взятой системы.

Мы подобрали для Вас ещё восемь полезных статей, смотрите далее.

  • Алюминиевые радиаторы отопления: преимущества, технические характеристики и особенности установки
  • Выбираем качественный электрический масляный радиатор отопления
  • Как рассчитать количество секций биметаллических радиаторов отопления для дома
  • Какие радиаторы выбрать для отопления частного дома: учитываем каждую мелочь
  • Биметаллические радиаторы отопления: виды батарей, какие лучше выбрать?
  • Декоративные экраны для батарей отопления: как выбрать и установить
  • Выбираем полотенцесушитель: электрический или водяной, какой лучше?
  • Краска для батарей отопления без запаха: виды, правила покраски

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

Признаки воздушной пробки и ее вред
  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.